Тип урока: изложения нового материала, закрепление знаний и умений.
Технология: информационно – развивающие, развивающие проблемно – поисковые, личностно – ориентированные.
Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б, Чаругин В.М.- М.,«Просвещение»,2008
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронные учебные издания, мобильное устройство для подключения к интернету, оборудование для получения изображения предмета с помощью собирающей линзы.
Цель: — изучить действия собирающей и рассеивающей линз;
— ознакомить обучающихся с получением изображений при помощи линз.
Задачи. -Образовательная: дать представление обучающимся о ходе лучей в линзах и методах построения изображений в них.
—Развивающая: развить у обучающихся творческое и образное мышление, умения самостоятельно решать логические задачи, находить нестандартные методы решения, творческую активность и познавательный интерес;
-Воспитательные: развитие познавательного интереса к изучению физических явлений и воспитание информационной культуры; научиться аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную, продолжить формирование чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- Приводить примеры опытов, доказывающих аналогию преломления света на плоской и сферической границе раздела двух сред.
- Приводить примеры опытов, обосновывающих научное представление.
- Выдвигать на основе наблюдений и построений гипотезы о связи характеристик изображений от расстояния предмета до линзы.
- Знать назначение собирающей линзы.
- Делать выводы на основе экспериментальных данных.
- Излагать суть содержания опорного конспекта.
- Уметь проводить аналоги хода лучей в призме и собирающей линзе.
- Иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании важнейших технических объектов с использованием линз: планетарии, обсерватории, мультимедийные проекторы, фотоаппараты, военная техника.
- Знать области применения линз.
Дидактические средства: презентация, приложения с раздаточным материалом, карточки с заданиями, ЭОР.
План урока.
Время | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1’ | I. Этап актуализации знаний | Беседа преподавателя, подготовка опорного конспекта (Приложение 1) и рабочие листы (Приложение 2). | Подготовка к уроку |
5’ | II. Базовое повторение. Работа с карточками. | Организация повторения для усвоения нового материала в форме теста.Демонстрирую на экран слайд с вопросами и вариантами ответов( Приложение 3). | Заполняют п. 1 (Приложения 2) рабочего листа правильными ответами (исправления не допускаются); |
7’ | III.Этап актуализации знаний | Преподаватель сообщает о предстоящем изучении применения преломления света на сферической границе раздела двух сред – в линзе. Называется тема урока. Определение целей и задач урока | Слушают и находят теорию на тему урока в опорном конспекте |
Фронтальный опрос: Что такое линза? Какие бывают линзы? Где применяются линзы? Какая линза называется собирающей, а какая — рассеивающей? Каково назначение собирающей линзы? | Отвечают на вопросы, пользуясь опорным конспектом (приложение) | ||
Ставится проблема. Как ведет себя свет внутри собирающей и рассеивающей линзы?Показать анимацию, а затем реальный физический эксперимент (фильм1). | Выдвигаются гипотезы. Смотрят фильм и комментируют эксперимент. Самостоятельно делают вывод о направлении смещения луча в призме. | ||
15’ | IV. Изучение нового материала | Дается понятие тонкой линзы (см. рис. в конспекте). Вводятся основные характеристики линзы. Показываются поочередно фильмы 2 и 3. с параллельным пояснением. Подробное рассмотрение построения изображения в линзе с использованием «удобных» лучей. Вывод формулы тонкой линзы. Вводится понятие оптической силы линейного увеличения. | Слушают.Смотрят видеоролик.Производят записи в тетрадях. |
Закрепление этапа урока | Фронтальный опрос. (Как называется прямая, проходящая через «О»? Какая оптическая ось называется главной? Что такое фокус линзы? Почему он называется действительным? Сколько фокусов у линзы?) | Отвечают на вопросы, пользуясь конспектом. | |
10’ | V. Закрепление знаний, умений, навыков. | Построение (на доске) изображения предмета в собирающей линзе для случая, когда d>2F (1). Показывает ход лучей в рассеивающей линзе, обращает внимание на условные обозначения, просит обучающихся дать характеристику полученному изображению, записывает на доске.Приглашаются 2 учащиеся к доске для построения изображений (случай d< F и F>d>0).Дается всем тренировочное задание: в карточке построить и охарактеризовать изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом (2F<d<F). | Слушают.Отвечают на вопросы.Делают выводы.Выполняют задание на доске, а остальные – в индивид. рабочем листе заполняют п.2(Прилож. 2)Все самостоятельно выполняют построение в карточке. |
4’ | VI. Подведение итогов урока. | Проверка усвоения знаний. Рефлексия. Общее обсуждение результатов работы.Выводы.Собираются рабочие листы на проверку. | Сообщение преподавателя.Сообщение обучающихся.Проверяют и сдают на проверку карточки |
3’ | VII. Домашнее задание. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. | 1. На слайде: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин §§63 – 65, опорный конспект, домашнее задание по карточке «Построение изображения в линзе» (приложение 5); Подготовка презентаций в мультимедиа библиотеке. Примерные темы: 1. Достижения физики в создании технических объектов с использованием линз; 2. Оптические приборы (мультимед. проекторы, фотоаппараты и т.д.). (На доп.оценку)2.Объясняснение домашнего задания. | Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
Приложение 4.
Ответы к тесту: | вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I | С | С | В | А-2, В-3, С-1. | В | |
II | А | А | С | B | С |
Программное обеспечение: Для создания слайдов использовались различные программы и приложения интегрированного пакета MsOffice. При подготовке урока были использованы фильмы из коллекции создателей сайта «Объединения учителей Санкт-Петербурга» www.eduspb.com.
Перечень электронных образовательных ресурсов:
Фильм 1. «Рассеивающая и собирающая линза».Смотреть онлайн. http://www.youtube.com/watch?v=6HCCFK2igVg&feature=related | Фильм 2. «Фокальная плоскость, побочная ось и побочный фокус».Смотреть онлайн. http://video.yandex.ru/users/eduspb-com/view/108/# | Фильм 3. «Фокус и фокусное расстояние».Смотреть онлайн.http://video.yandex.ru/users/eduspb-com/view/107# |
Рабочий лист студента Приложение 2.
- Ответы на вопросы теста.
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I | |||||
II |
- Построить изображение предмета АВ в собирающей линзе для случая 1 – 4.
1. d >2F 2. 2F>d>F | 3. d=2F 4. 0<d<F |
Приложение 3.
Конспект. Приложение 1.
Линза – это прозрачное твердое тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. В некоторых случаях одна поверхность линзы может быть плоской.
Характеристики линз. В зависимости от форм различают собирающие (положительные) и рассеивающие (отрицательные) линзы. Собирающие линзы – линзы, у которых середина толще их краёв. Рассеивающие линзы — линзы, края которых толще середины. Линзы характеризуются, как правило, своей оптической силой D и выражают в диоптриях (дптр), или фокусным расстоянием. Величину, обратную фокусному расстоянию, называют оптической силой линзы: [1 дптр = ]
|
Основные элементы линзы: (О1О2) — главная оптическая ось — прямая линия, проходящая через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу;O — оптический центр — точка, которая у двояковыпуклых или двояковогнутых (с одинаковыми радиусами поверхностей R1,R2) линз находится на оптической оси внутри линзы (в её центре). |
Для получения изображения предмета необходимо построить отдельные его точки, а затем соединить их.
Для построения изображений, получаемых с помощью собирающей линзы, фокусы и оптический центр которой заданы, мы будем пользоваться в основном тремя видами «удобных» лучей:
- луч, параллельный главной оптической оси, преломившись в линзе, проходит через её фокус.
- луч, идущий к линзе через ее фокус, после преломления будет направлен параллельно главной оптической оси.
- луч, проходящий через оптический центр линзы, не меняет своего направления.
Для построения изображения можно использовать два из трех «удобных» лучей.
Формула, связывающая три величины: расстояние d от предмета до линзы, расстояние f от изображения до линзы и фокусное расстояние F. Формула тонкой линзы:
Если линза собирающая, то F > 0, а в случае рассеивающей линзы – F < 0. И еще, знак «плюс» означает, что изображение действительное, а знак «минус» — мнимое. Изображение, получаемое с помощью линзы, отличается своими размерами от предмета. Различие размеров предмета и изображения характеризуют увеличением. Линейное увеличение линзы
Домашнее задание «Построение изображения в линзе» Приложение 5.
- Построить изображение, даваемое тонкой собирающей линзой (выбрать масштаб для построения чертежа в тетради).
- Определить величину линейного увеличения линзы: Г =H/h , где H – размер увеличения, h – размер предмета.
В таблице для каждого варианта приведены соответствующие значения F (фокусное расстояние) и d (расстояние от предмета до линзы). Выберите нужный вам вариант из таблицы (таблицу не перечерчивать).
Примерные вопросы при защите задания:
- По данным задания подсчитать оптическую силу линзы.
- Сформулировать основные правила распространения лучей через тонкую линзу, используемые при построении изображений.