В экзаменационных билетах третьи вопросы контролируют предусмотренное требованиями к уровню подготовки выпускников умение работать с научно-популярными текстами физического содержания. Практические задания на основе текстов представляют собой сам текст объёмом 200–300 слов и 3–4 вопроса или задания к нему.
В билетах базового уровня предусмотрено использование четырёх различных типов научно-популярных текстов по всем разделам полного (школьного) курса физики и соответственно разного рода заданий к этим текстам. Рекомендованы тексты следующего содержания и составления к ним заданий:
- тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания к ним могут проверять:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;
- умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний;
- тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов полного (школьного) курса физики. Задания к ним могут проверять:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;
- умение определить (или сформулировать) выводы;
- тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики. Задания к текстам могут проверять:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства;
- умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств;
- тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.Задания могут проверять:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды;
- умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.
В приложении к комплекту билетов для базового уровня приводятся образцы всех перечисленных выше типов научно-популярных текстов.